То, как относиться к своему ребенку во время переходного возраста от абсолютной нравственной безответственности к полной ответственности, является основной проблемой, стоящей перед родителями. Как следует воспринимать ребёнка, который морально осведомлён всего на 30%, и морально наивен на 70%? Известно, что Бог не считает его ответственным, до полного развития всех его моральных способностей. Но если родители станут ждать, когда ребёнок сможет понимать необходимость самоконтроля, к тому моменту у него уже появится и опыт, и привычка постоянно потакать своей плоти. Природные стремления действуют раньше разума.
Родители не хотят рушить устремления ребенка, но нужно удовлетворять их умеренно. В раннем возрасте ребенок у этому не способен, но существует ответственность родителей.
Принципы воспитания
Необходимо понять: родителям следует взять на себя еще не развитую часть моральной ответственности ребенка. Роль их должна быть подобна действию Святого Духа. Наш пример будет их ориентиром. Необходимо приучить их делать добро до того, как они смогут принимать решения.
Ежедневно ребёнок приближается к появлению собственной нравственной индивидуальности. Однажды сердце его духа станет работать без вас. Он выйдет из-под вашей защиты и будет один в лучах своей совести. Поведение ребёнка будет ограничиваться тем, чему научат его родители. Им необходимо осознавать свою важность в моральном отделении ребенка. Никакое обучение не отменит наверняка развитие греха; но данное нами обучение способно скорее привести к покаянию. Мы не считаем «эгоизм» маленького ребёнка грехом, но важно сознавать, куда он ведёт. Родители не способны наделить ребёнка праведностью, не способны написать Закон на его сердце. Но в их силах развить у него тягу к праведности, записать на его совести Закон и Евангелие.
Нравственное выживание ребенка
В мире есть много обстоятельств против нравственного выживания ребенка. И решающую роль в битве с соблазнами играет именно воспитание и мудрость, которой мы научаем детей. Вы должны чувствовать, как относиться к своему ребенку своей душой. Вы своими руками держите вечную душу. Вы не в праве быть равнодушным, ленивым или халатно небрежным.
Родители должны выявить уровнем понимания ребенка, и требовать ребёнка соответствовать этому уровню. В этой задаче невозможно полагаться только на ум. Ваше сердце способно увидеть мир так же, как его видит он, нужно уметь слушать подсказки сердца о том, как относиться к своему ребенку. Когда ребенок считает что-то злом, то это и есть зло (Ик. 4:17). При нравственном понимании непослушания ребёнка его нужно наказывать. При нехватке понимания нравственности поступков, его необходимо наставлять и приучать.
Когда природный эгоизм превращается в грех и ребёнка можно винить? Понимание долга и моральной ответственности приходит с развитием ума и нравственности ребёнка.
То, что Бог не осуждает ребёнка до его нравственной зрелости, не значит, что ребёнок неспособен к нравственным суждениям и действиям. Ребёнок виновен, если он поступает против своей совести. Он способен грешить до такой степени, до какой степени развито его понимание.
Причина неуклонного нарушения закона Божьего – плоть, тело. Плоть послужила причиной согрешения Евы и поводом к искушению Иисуса. Она же служит поводом для развития эгоизма в вашем ребёнке, что в зрелости станет грехом.
Ребенка надо учить самоограничению.
Та часть натуры ребенка, которая созрела к осознанию нравственности, должна быть приведена в подчинение родителям и научена поклоняться Богу. Ребёнком станут владеть страсти и похоть до того, как он сможет нести за это ответственность, если не приучать ребенка контролировать свою плоть.
Наступит время, когда вашим детям придется одним стоять перед «деревом познания добра и зла» и, по позволению Божьего замысла, они вкусят запретного плода. Вы играете решающую роль в реакции детей после этого.
На отрезках жизненного пути каждый свернёт в сторону, но сможет осознать свою ответственность и подотчётность Богу.
Понимая это, мы можем лучше оценить происходящее с нашим ребёнком, понять, как относиться к своему ребенку. Вы должны научить его избегать «рода сего развращённого» (Дн. 2:40). Образцом конечного результата у Бога является наша возможность быть «подобными образу Сына Его» (Рим, 8:29).